вторая седмица Великого поста поминальная суббота

Вслед за торжеством православия

 

Минувшее воскресенье на языке церковного устава называется Неделей торжества православия. Мы молились за литургией, вспоминая победу над иконоборчеством и восстановление почитания икон в 843 году в Константинополе. Пройдена очень трудная часть молитвенного пути, но это значит, что великопостное восхождение на гору покаяния продолжается и самое главное ожидает нас впереди. Важнейшее место в текущей второй седмице (неделе) Великого поста занимает поминальная суббота (15 марта). Поговорим сегодня о необходимости и пользе поминовения усопших и прочитаем слово в неделю (воскресный день) 2-ю Великого поста (16 марта), посвящённую памяти святителя Григория Паламы.

 

Обычай поминать усопших существует с очень древнего времени. Наша Святая Церковь, завещая поминать умерших собратьев, установила и особенные дни, в которые она призывает нас молиться о родных, друзьях и за всех вообще умерших.

Преимущественными днями поминовения считаются третий, девятый, сороковой и годовой; и дни родительские, как то: родительская суббота на неделе мясопустной, Троицкая суббота, суббота 2, 3 и 4-й недель Великого поста, Радоница (вторник на Фоминой неделе), 29 августа/11 сентября (в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи) и Димитриевская суббота перед 26 октября/8 ноября. Это установление Святой Церкви есть дело богоугодное, спасительное — и для умерших, и для нас, их поминающих.

Основанием поминовения усопших служат слова Спасителя: просите, и дано будет… стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7). Этими словами Иисус Христос повелевает нам просить у Него всего, что служит во спасение нам и нашим ближним и самим умершим, и обещает исполнить моление наше.

Православная Церковь всякий раз молит Господа Бога об умерших, когда совершается Божественная литургия. Если мы, живые, имеем нужду в ходатаях за грехи свои, то тем более умершие во грехах ждут нашего ходатайства перед Богом. Кто из христиан перешел из сей жизни, не очистив грехов своих искренним покаянием и добрыми делами, таковой вне Царствия Небесного подвержен вечному мучению в аду. Только мы, люди живые, можем ходатайствовать перед Богом за умерших, можем низвести его милосердие на усопших.

Самая любовь и благодарность наша к умершим нашим ближним не требует ли, чтобы мы и по смерти не забывали их? Но чем лучше можно помянуть их, как не молитвой к Богу, прося Его милосердие смягчить участь осужденных, избавить их от адских мучений и даровать блаженство праведников?

Ты лишился отца, матери, которым тяжких и продолжительных трудов стоило тебя вырастить, воспитать, пристроить. При жизни их ты не успел достойно возблагодарить их за попечение о тебе. Так вот чем заплати за все заботы о тебе: помяни их перед престолом Божиим, подай об упокоении душ их милостыню бедным. У тебя не стало мужа, ты потерял жену, тебе горька эта потеря; с ней, кажется, половина тебя ушла в могилу. Да и как можно забыть тех, с которыми мы в течение нескольких лет делили радости и печали, кто был нашим сотрудником во всех заботах житейских? Так не забывай — помяни дражайшую потерю перед престолом Господним, подай за нее милостыню бедным.

Тебя оставили твои дети без подпоры и утешения в старости, ты жалеешь о них? Вот чем изъяви свою жалость к ним — помяни их!

Так, братия, самая естественная сердечная любовь и привязанность наша к умершим родным нашим, не оканчивающаяся со смертью их, должна побудить нас к поминовению их. Душам умерших с верой, но не успевших принести плодов, достойных покаяния, спасительны бывают приносимые за них молитвы, благотворения, совершаемые в их память, а в особенности приношение за них Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых. Об особенной умилостивительной силе для умерших Бескровной Жертвы святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Привеликая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается святая и страшная Жертва».

О том же учит и святой Иоанн Златоуст: «Да не обленимся и приносить за них молитвы, ибо предлежит общая для всего мира очистительная Жертва. И, без сомнения, возможно приобрести им прощение через дары, приносимые за них, и через именуемых вместе с нами». То же, наконец, подтверждают и примеры. Вот один из них.

«Был, — говорит святой Григорий Двоеслов, — монах, который, разболевшись к смерти, поведал своему родному брату, что в келии у него скрыто золото. А нужно заметить, что монастырь, в котором он жил, был общежительный, и устав его был таков, чтобы у братии всё было общее, и никто не имел права что-либо считать своим и тем более утаивать. О поступке инока узнали и другие монахи, а затем, как начальнику, сказано было и мне. Чтобы инок почувствовал тяжесть своего греха и раскаялся в нем, я запретил братьям навещать его. А после его смерти, чтобы на будущее время отвлечь других от подобного греха, повелел похоронить его вне монастырского кладбища и на его могилу бросить утаенное им золото. Всё было исполнено. Но вот прошло тридцать дней его смерти, и мне стало чрезвычайно жаль его. Думая, что в загробном мире он страдает, я стал изыскивать средства, чтобы облегчить его участь, и остановился на следующем. Призвав эконома, я повелел ему отслужить по умершему тридцать заупокойных литургий и заповедал также всем творить общую молитву о нем.

Такое распоряжение мое было для усопшего чрезвычайно благотворно. В самый день, когда по нем была совершена последняя, тридцатая, литургия, он явился своему родному брату и сказал: «Доселе, брат, я жестоко и страшно страдал; теперь же мне хорошо и я нахожусь во свете». Брат умершего передал о своем видении инокам, и все они убедились, что покойный был избавлен от муки ради принесенной за него спасительной Жертвы».

Итак, не напрасно заповедала нам Святая Церковь поминать усопших: этого требует наша любовь к ним и польза для них и для нас. Поэтому жалко видеть таких христиан, которые не поминают умерших, как будто у них никто из близких сердцу не переселился в вечность. Будем, братия, поминать наших усопших родственников, знакомых и даже врагов своих, потому что смерть мирит со всеми. Может быть, за это, когда умрем, и нас кто-нибудь помянет…

 

Из книги «Спутник христианина»

 

 

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

16 марта — неделя 2-я Великого поста,

СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

 

В это воскресенье Церковь совершает память святителя Григория Паламы, раскрывшего учение о молитве как о средстве богообщения и приобщения божественной благодати. Читается Евангелие об исцелении расслабленного в Капернауме, указывающее нам, что болезнь духовная есть первопричина телесных немощей и смерти.

 

Слово во 2-ю Неделю Великого поста

 

Чадо, прощаются тебе грехи твои (Мк. 2, 5).

Расслабленный был принесен к Иисусу Христу, очевидно, для исцеления от державшей его болезни расслабления. А Иисус Христос врачует сперва душу его от грехов и потом уже тело от болезни. Чадо, — говорит Он расслабленному, — прощаются тебе грехи твои, а после отпущения грехов сказал ему: Встань, возми постель твою и иди в дом твой (Мк. 2, 11). Что значит такой способ врачевания? Значит то, что постигающие нас болезни суть следствия грехов наших и что невозможно совершенно избавиться от болезней, не очистившись прежде от грехов, как нельзя уничтожить следствия, не уничтоживши причины. Так как и теперь часто бывает между нами много больных, которые ищут средств от болезни, то для общего назидания и пользы побеседуем ныне о тесной связи наших грехов с болезнями телесными.

На самом ли деле между грехами и телесными болезнями и страданиями находится такая тесная связь, что болезни тела, более или менее сильные и продолжительные, суть следствия грехов? Подлинно, между болезнями и грехами существует такая связь: грех, гибельный для души, вместе с тем разрушителен и для тела. Святой апостол говорит о грехе: возмездие за грех — смерть (Рим. 6, 23), то есть грех, как жестокий тиран, собирает дань с людей, работающих ему, а ему все работают. Эта дань есть смерть. Итак, смерть есть необходимая дань наша греху, а смерти предшествуют почти всегда болезни, более или менее продолжительные. Отсюда явно, что между грехом и болезнями существует самая тесная связь. Когда не будет греха, тогда не будет болезней и смерти. Потому-то в будущем веке нет болезней. Смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни (Откр. 21, 4), — свидетельствует тайновидец Иоанн в Божественном Откровении. Часто за грехи человеческие Сам Бог непосредственно посылает болезни, например, предает сатане на измождение плоти (ср. 1 Кор. 5, 5), как это было с упоминаемым в Послании апостола Павла к Коринфянам кровосмесником, или лишает употребления известных чувств и членов, или подвергает другим различным болезням. В этом случае болезни суть дело благости Господа, Который не хочет вечной смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33,11).

Люди крайне прельщаются временною сладостью греха и погибают, но Бог по благости Своей не хочет вечной нашей погибели, а хочет сделать всех участниками блаженства. Но как это сделать, когда человек не хочет и внимания обращать на будущее блаженство или вечные мучения и когда он всем существом своим предан развлечениям и удовольствиям земным? Он чувствует в себе полноту сил и думает, что надобно жить здесь как хочется, пока живется. Как заставить его подумать о Боге, о жизни вечной, для которой он создан, как заставить его прибегнуть к вере и добродетели так, чтобы они обратились в жизнь его сердца? Болезни и страдания в этом случае — самое лучшее средство. Стоит только посмотреть на больного или подверженного какому-нибудь другому несчастью, чтобы убедиться, как благотворны иногда здесь для нас болезни и несчастья. Человек одумывается при этом посещении Божием, входит в самого себя, видит, что он ничтожен и скоропреходящ, как трава, как цветок полевой (ср. Ис. 40, 6), что всё земное — прах и суета, что только Бог и добродетель вечны, что человеку необходимо в этой жизни служить Богу духом и истиною и запасаться добрыми делами для жизни вечной.

Братия! Мы все бываем больны или несчастны чем-нибудь, и все желаем, по естественному закону самосохранения, быть здоровыми и благополучными. Будем помнить, что болезни наши, будучи часто плодом наших беззаконий, собственной нашей неосторожности или невоздержной жизни по своему началу, весьма часто бывают наказанием Божиим по своей силе и продолжительности за наши грехи. Если мы хотим быть свободны от болезней, нам надобно прежде уничтожить внутреннюю причину их — грехи, тогда внешнее несчастье пройдет само собою. Будем помнить, что болезни и смерти не было бы в роде человеческом, если бы через первого человека не вошел в мир грех. Пусть другие представляют, какие хотят, причины болезней; но если они глубже вникнут в существо дела, то в объяснении своем придут к той же главнейшей причине их, именно — что телесная природа человека когда-то сильно повреждена и теперь повреждается какою-то внутреннею, враждебною силою, и потому то она так чувствительна к малейшим стихийным переменам, потому-то она стала так слаба и удоборазрушима.

Теперь время душевной цельбы. Будем же удаляться от грехов, которыми душа болезненно страдает, и исцеления наши скоро воссияют (ср. Ис. 58, 8).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *